Навигация

Иван Генералич


Иван Генералич хорватский художник-примитивист, лидер хорватского наивного искусства.

Для просмотра галереи, нажмите на изображение.

Биография


Иван Генералич родился в Hlebine, маленькой деревне в хорватской области Podravina, 21-ого декабря 1914 года.

В детстве, в то время когда его друзья играли в прятки, он брал маленькую веточку и рисовал на песке. С тех пор, до самой смерти, он никогда не расставался с карандашом и кистью.

В младших классах Ивану Генераличу больше всего нравились уроки изобразительного искусства, и его самая большая радость - это альбом. Меньше всего ему нравилась математика. Будучи ребёнком, чтобы заработать деньги на краски, он работал в боулинге, расставляя кегли для игроков.

Большинство его рисунков карандашом были сделаны на бумажных пакетах в магазине его дяди. Эти рисунки были замечены профессором Krsto Hegedusic, в то время (1930) он был студентом художественной академии. Увидев рисунки, он воскликнул: “Это превосходно! Кто это нарисовал?!”. Историческая встреча между Krsto Hegedusic и молодым Иваном Генераличем произошла вскоре после первой общественной выставки Ивана в Загребском павильоне Искусства в 1931. Этот был первый контакт с любителями живописи и положительными критическими откликами. Всё это привело к новой эре не только в хорватском искусстве, но и во всём мире.

В 1934 Иван Генералич женился на Anka Kolarek, а в 1936 у них родился сын Josip. До 1938 Иван был на службе в армии. В 1945 становится членом ULUH (общество хорватских художников). В 1953 он выставляется в Париже, где он жил и рисовал в течение двух месяцев. Он посещает много музеев и галерей. Наибольшее впечатление на него произвела Мона Лиза в Лувре. Самые лучшие критические отклики на свои работы, Иван Генералич получает от французского романиста и критика Марселя Арлэна. Марсель Арлэн написал: “Он рождён землёй. Он обладает - мудростью и очарованием. И ему не нужны никакие учителя.” В 1958 персональная экспозиция Генералича был организована в Брюсселе, позднее его работы выставлялись в Сан-Пауло, Дубровнике, Баден-Бадене, Базеле, Братиславе. Иван Генералич постоянно участвовал в коллективных выставках художников-примитивистов ("наивных художников"). Его работы исполнены в технике масла на холсте, дереве и стекле, а также акварелью.

В 1959 он нарисовал “свадьбу оленей” – его самая ценная работа, согласно оценке людей, которые изучали хорватское наивное искусство в течение всего этого времени.

Большая часть произведений Ивана Генералича посвящена деревенскому быту. Крестьянская жизнь предстает в них увиденной как бы изнутри. Это придает работам художника удивительную свежесть и непосредственность. Отсутствие профессиональной выучки не мешает достигать яркой экспрессии (“Цыганские сваты”, 1936, Загреб, Галерея примитивного искусства). В его работах есть и социальная острота (“Реквизиция”, 1934, Загреб, Галерея примитивного искусства), и своеобразный грубоватый юмор (“Похороны Стефа Халачека”, 1934, Загреб, Современная галерея). Простота, естественность, повествовательность в передаче извечного крестьянского труда сочетаются с поэтической проникновенностью в изображении природы (“Жатва”, 1938, Загреб, Галерея примитивного искусства; Сбор листьев, 1943, Загреб, частное собрание). Для работ 1930-х характерно вынесение основного действия на первый план, в котором доминируют фигуры главных персонажей. Позы и жесты динамичны и выразительны. Маленькие фигурки позади создают ощущение глубины пространства. Цвет в этих картинах плотный, локальный, без оттенков.

В послевоенные годы в произведениях Ивана Генералича усиливаются черты лиризма и сказочности (“Игра коней”, 1956; “Единорог”, 1961, оба — Загреб, Галерея примитивного искусства). Художник часто дает более открытое и панорамное пространственное решение с меньшим количеством действующих лиц. Композиция становится декоративнее, а колорит то высветлен и обогащен тонкими цветовыми нюансами (“Оленья свадьба”, 1959; “Наводнение”, 1960, оба — Загреб, Галерея примитивного искусства), то насыщен и ярок (“Голуби”, 1976, Загреб, Галерея примитивного искусства).

Поражает неиссякаемая фантазия мастера. Сюжеты, взятые из обыденной крестьянской жизни, подчас дополняются какой-либо неожиданной фантастической деталью, придающей изображению особую остроту (“Рыба в воздухе”, Журавли, оба — 1970, Загреб, Галерея примитивного искусства).

Когда его спрашивали, почему он рисует, Иван Генералич отвечал: “я не знаю, так же как не знаю ответа на вопрос, почему я живу”. Он не знал, как жить без живописи.

В 1975, после того, как его жена Анка умерла, он уехал в Sigetec, деревню рядом с Hlebine, где он женился второй раз и жил там до конца жизни. Некоторые видят в этом поворотную точку в его карьере, т.к. произошли необратимые изменения в его наивном художественном движении.

У Ивана Генералича большое количество последователей, из его окружения, которые формируют первое поколение – Franjo Mraz и Mirko Virius. Члены второго поколения - Franjo Filipovic, Dragan Gazi, Josip Generalic, Mijo Kovacic, Martin Mehkek и Ivan Vecenaj. Есть большое количество членов третьего и четвертого поколения живописцев наивного искусства. Иван Генералич говорил: “я - генерал своей армии!” Он давал советы многим юным живописцам, которые использовали его в своих целях, для более быстрого продвижения.

Иван Генералич - самый великий хорватский наивный художник и один из самых великих мировых живописцев этого столетия.

Иван Генералич умер в Koprivnica 27-ого ноября 1992 и был похоронен в деревне Sigetec около Hlebine.

Творчество Генералича, ставшего уже в 1930-е широко известным живописцем, явилось примером для других югославских художников из народа, составивших яркое и самобытное направление в изобразительном искусстве своей страны.

Интересные факты из жизни Ивана Генералича.

Хобби

Футбол

Когда он был молодым, он играл за футбольный клуб “Lipa” в Hlebine. Иван очень любил футбол и редко пропускал хорошую игру по телевидению, но никогда не пропускал матчи в его деревне Sigetec. Он часто делал пожертвования на экипировку для местной футбольной команды.

Независимо от того, кто к нему приходил, если был футбольный матч, он извинялся и шел смотреть игру!

Голуби

Его страсть к птицам никогда не прекращалась – позже у него было множество голубей, о которых он заботился.

Рыбалка

Даже в старости он не прекратил ходить рыбачить на реку Драву. Он всегда здоровался с другими рыбаками, которые сегодня могут рассказать много историй о времени, проведенном с Иваном Генераличем. Даже если ему не удавалось ничего поймать, ему всегда давали рыбу, поэтому он никогда не приходил домой с пустыми руками.

Помощь другим художникам

Правда

Иван Генералич редко отказывал молодым живописцам, которые спрашивали его личное мнение. Многие из них приносили свои работы, и Генералич мог видеть их и давать им советы – о перспективе, понятии, цветах, балансе …

Многие из них принимали критику, упорно трудясь, пока результаты становились лучше. Другие чувствовали себя оскорбленными и никогда не возвращались.

Вымысел

Многие живописцы помещают имя Ивана Генералича в своих биографиях как их учителя, в то время как он преподавал только нескольким членам второго поколения наивных художников (Franjo Filipovic был первым).

Преподавание в художественной школе

Иногда период, когда Иван Генералич был учителем в начальной школе в Hlebine, интерпретируется как период создания “Хлебинской наивной художественной школы”.

Этот термин, который описывает движение в искусстве, не был настоящей школой. Генералич был учителем в течение короткого промежутка времени просто потому, что тогда, не было достаточно компетентных учителей, чтобы работать в школе. Таким образом, уже известный художник был с удовольствием принят для преподавания детям.

 

 


clock html часы для сайта html


Поиск по сайту


Вам нравится сайт?




Погода сегодня











Яндекс цитирования Счетчик и проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 © S.S.V. 2009-2014